|
Статьи из журнала
На этой странице мы будем периодически публиковать материалы из вышедших номеров журнала.
Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации). Из первого номера за 2005 год. Скачать word-файл
Этическая игра как средство формирования нравственных и социальных устремлений ребенка
Кривчинкова Э.Н. педагог-организатор ДДТ «Вдохновение», г. Киров
(из номера 1 за 2005 год)
Формирование этических представлений процесс очень сложный. Приобщить детей к человеческим ценностям и создать на этой основе базис личностной культуры помогают специальные занятия по этике и этическая направленность воспитательных моментов во всей системе обучения.
Ведущей деятельностью детей 7-10 лет является учеба, игра и общение.
Игровая деятельность является универсальным средством для самовыражения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Игра делает ребенка активным субъектом, способствует личностному росту и развитию. У неуверенных, зависимых, робких детей формирует и развивает такое качество как уверенность в своих силах. У несдержанных, стремящихся подчинить, навязать свою волю другим вырабатывает такое качество как саморегуляция.
Поэтому особое внимание я уделяю тем играм, которые научают, закрепляют, тренируют и отражают социальный опыт детей. Педагогу необходимо иметь представление об уровне нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств у ребенка.
Этическая игра — это игра, во время которой происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. Таким образом, этическая игра позволяет педагогу диагностировать все эти качества и выбрать правильные пути в решении выявленных проблем.
При проведении этической игры я большое внимание уделяю следующим моментам:
- готовлю место проведения игр;
- подбираю качественный дидактический, наглядный и словесный материал;
- стараюсь обеспечить одновременное удовлетворение ведущих потребностей ребенка: познания, общения, игры и самоутверждения;
- провожу игру живо, при необходимости импровизирую.
Я убедилась на собственной практике, что любая игра может носить этический аспект. Все зависит от того, какая будет дана инструкция к выполнению задания. Совершив экскурсию по «Музею трудных вопросов», вы сможете сами убедиться в этом.
Итак, я приглашаю вас в «Музей трудных вопросов». Сегодня мы посетим один из залов этого музея, в котором собраны вопросы и задания на тему «Честность, доброта и милосердие». Вам известны такие качества характера? А хотите узнать, насколько вы сами честны, добры и милосердны? Тогда давайте пройдем в зал и познакомимся с его экспонатами.
Перед вами пять экспонатов: «Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива». На каждом экспонате вы видите знаки: восклицательный, вопросительный и многоточие. Восклицательный – было легко отвечать на вопросы; вопросительный – было трудно отвечать; многоточие – долго думал над ответом.
После выполнения каждого задания, напишите свое имя на том знаке, который подходит к вашему состоянию во время ответа.
Задания №1: «Тумба честности».
Инструкция: выбрать один из предложенных вопросов, встать на «Тумбу честности» и ответить на него.
Комментарий: перед выполнением задания спросить у детей, что такое честность. Можно предупредить их о том, что если они не хотят отвечать правду на заданный вопрос, то лучше промолчать, чем сказать неправду.
Задание №2: «Волшебный стул»
Инструкция: сесть на стул и послушать мнение коллектива о себе.
Комментарий: перед выполнением задания напомнить детям, что говорить правду о себе легче, чем выслушивать ее от других. Важно настроить детей на положительные высказывания и не заставлять ребенка садиться на «Волшебный стул», если он этого не хочет.
Задание №3: «Панорама поступков»
Инструкция: выбрать 10 плохих и 10 хороших поступков.
Комментарий: попросить детей прокомментировать свои ответы, заострить внимание на поступках, несущих угрозу жизни.
Задание №4: «Оцени ситуацию»
Инструкция: прослушать ситуацию и сказать, какими качествами характера обладает герой.
Комментарий: попросить детей поставить себя на место обиженного и высказать свои чувства.
Задание №5: «Законы коллектива»
Инструкция: подумайте вместе и решите, какие законы важно соблюдать каждый день, чтобы всем нам было хорошо и приятно, чтобы ни у кого не портилось настроение?
Комментарий: можно взять с детей обещание выполнять те законы, которые они выбрали и каждый месяц поощрять тех, кто ни разу не нарушил их в течение определенного времени.
Перед тем, как мы простимся с музеем трудных вопросов, давайте еще раз посмотрим на знаки, которые находятся на экспонатах и подумаем, какие качества характера нам нужно развивать.
|